Возжаева Александра Павловна
Для меня и моих братьев счастливое и беззаботное детство закончилось в 41-м, когда началась война. Отец ушел на фронт. У мамы остались я и двое моих братьев. Не знаю, как выживали те, у кого не было скотины и огорода. Нам еще повезло – в деревне жили, скотину и огород имели. Скотину держали не только, чтобы самим прокормиться, еще мясо, яйца сдавали для отправки на фронт. Трудиться приходилось, как взрослым, ведь маме за работу в колхозе давали один стакан муки, когда чуть больше. Начиная с весны, собирали в лесу все съедобное, и барашки, и кислицу, пиканы, сирбигу. Легче становилось, когда картошка нарастет, по шестьсот ведер ее накапывали. Картошка выручала нас: и ели ее, и на одежду, валенки обменивали, и рассчитывались ею с помощниками. Вот так жили…
А все равно, радовались. И песни пели. Как сейчас помню, работницы ложатся спать и поют «пойдем девка на гора, собираем ягода, ягода какой краской, девка какой баской».
А еще помню как, не дождавшись с темнотой мамы с работы, в первый раз в жизни взяла подойник, налила воды, вымыла вымя у коровы и стала доить. Корова, как знала, что надо стоять смирно, даже не шелохнулась. Потом я молоко процедила, подойник вымыла и убрала все. Мама пришла, пошла доить, а молока нет, расстроилась – чем теперь нас кормить? А когда я ей сказала, что сама подоила корову, она вдвойне рада была – и молоко не пропало, и дочь научилась корову доить.
А еще помню, как за ягодами пойду, двухлетнего брата – с собой. Постелю ему, посажу, соберу немного ягод, дам ему, пока он ест, скорей-скорей в банку ягоды собирать.
Почему-то во время войны зимой было много волков, на людей нападали. Чтобы сохранить скотину по ночам из деревни в деревню ходили дежурные с колотушками. Колотушки стучат, волков отпугивают. Мою встречу с волком тоже вспоминаю часто. Шла в школу по проулку одна, вижу собаку метров за 100, она остановилась и стала поворачиваться ко мне всем туловищем, вот тогда я поняла, что это не собака, а волк! Я пятилась сначала, а потом повернулась и бегом, ног под собой не чуя. С мальчишками, что постарше ходили на это место, по следам увидели, что точно – волк.
Много чего было. И после войны страданий хватило, хоть отец и вернулся с фронта. Но никому не пожелаю войны.
Я молюсь за детей, внуков и правнуков, чтобы у них все было хорошо и чтобы не было войны. Благодарю Господа, что спасал меня, не думала, что доживу до таких лет. Спасибо людям, которые мне помогали.
А еще спасибо большое моей соцработнице, Когтевой Галине.