Когда началась война, моей матери исполнилось 12 лет. Она была в семье четвертым ребенком. Самый старший брат в первые дни войны ушел на фронт, где попал в разведроту, второй брат был курсантом военного училища.
На хрупкие детские плечи легла основная тяжесть по обеспечению семьи продуктами питания, т.к. отец был инвалидом ( потерял ногу),а кроме моей матери в семье были еще пятеро братьев и сестер. Осенью по ночам выкапывали из под снега оставшиеся колоски пшеницы .Почему по ночам? Даже эти остатки нельзя было брать с колхозных полей.
Ранней весной шли на колхозные поля, выкапывали прошлогоднюю картошку.
Конечно весну все ждали с нетерпением, если зиму пережили, значит все будут живы, здоровы до следующей зимы. Ведь весной в лесу можно было найти много еды.
Собирали кислицу, дикий чеснок. выкапывали саранку, сушили ее, мяли и пекли из нее хлеб. Мама с братьями нанимались на любую работу, пасли скот , в расчет получали молоко, простоквашу.Когда мама вспоминала эти годы, на глаза ей всегда наворачивались слезы. Семья была большая, о хорошей одежде и обуви даже не мечтали.
Дедушка умело плел лапти, их тоже меняли на еду. Представьте себе зимой в лаптях ходить по морозу, а морозы , как вспоминают, были лютые, для людей , чья одежда была вся в прорезях, где ветер гулял в них , конечно было очень холодно.
Мама вспоминала , что ходили в город зимой с картошкой за 50 км, меняли на муку.
Да. конечно, наши солдаты на передовой воевали каждый день, но здесь , где не грохотали пушки, люди тоже каждый день находились как на передовой , каждый день борьба за жизнь. Мама всегда гордилась тем, что всех братьев и сестер довела до победы, не дала им умереть с голоду