Этика взаимоотношений с инвалидами: Комплексный центр социального обслуживания г. Куса повышает квалификации своих сотрудников
18 октября 2017 года специалисты и сотрудники отделений срочного социального обслуживания и отделения дневного пребывания пожилых граждан и инвалидов встретились на обучающем семинаре-тренинге, который проводила психолог Центра Марина Алфёрова. Актуальность данной встречи обусловила проблема особого подхода к людям, имеющим инвалидность и важность вопросов взаимодействия с ними сотрудников социального сферы.
Люди, имеющие инвалидность - это особая категория людей среди миллиардов, населяющих планету, которой необходимо внимание общества и государства. В последнее время современное общество осознает, что инвалид тоже является его частью и имеет равные права с остальными гражданами.
Согласно статистике в мире насчитывается свыше 1 млрд. инвалидов, в России проживает более 13 млн. инвалидов и 40 млн. маломобильных граждан. Это лишний раз выявляет значимость пристального внимания социальной сферы к проблемам инвалидов.
Главенствующим принципом ежедневной деятельности специалиста социальной сферы является профессиональная этика. Ведь соблюдение профессиональной этики ведет к успешному оказанию гражданам услуг, характерных для сферы деятельности учреждения, созданию и поддержанию его репутации, а также формированию положительной культуры в организации и обществе в целом.
Конвенция о правах инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН 13.12.2006), Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», программа «Доступная среда» обозначают важность соблюдения этики взаимоотношений с инвалидами как условие нондискриминационной практики, и подчеркивают важность фокусировки на человеке с его возможностями и условиями социального окружения. Поэтому в самом начале встречи обращено внимание на то, что к важной особенности общения социального работника с людьми, имеющими инвалидность, необходимо отнести человеческий фактор – это уважение, доброжелательность, стремление помочь. Важно понимать, что жалость не конструктивна и не допустима в отношении инвалидов. Конечно же, все отметили, что профессиональная этика включает в себя намного больше, чем желание помогать и сочувствовать. Необходимо так наладить взаимодействие, уметь обладать приемами общения с инвалидами, чтобы быть по-настоящему компетентным сотрудником социальной сферы.
Эти умения отрабатывались на данном тренинге, который прошел в интенсивном режиме, мобильно, и эффективно. При глубоком рассмотрении категорий «инвалид» и «инвалидность», специалистам было акцентировано внимание на том, что данное понятие больше не медицинское, а социальное – это не что иное, как форма социального неравенства. В мини-группах прошло обсуждение особенностей общения с разными категориями инвалидов: людьми с плохим зрением и незрячими, людьми, которые испытывают трудности при передвижении, людьми, имеющими психиатрические проблемы, затруднения в речи, нарушения слуха, задержку развития, а также людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей). Затем каждая группа поделилась выведенными правилами этичного взаимодействия с инвалидами. Несколько специалистов в течение тренинга «играли» людей с нарушением слуха и незрячих людей… Группе важно было услышать их ощущения, эмоциональные переживания, полученные в ходе такого эксперимента, осознать трудности, с которыми столкнулись «инвалиды» при взаимодействии. Это было очень наглядно и действенно.
По окончании всеми вместе были выведены общие правила этикета при общении с инвалидами.
Второй этап повышения квалификации по этике взаимоотношений с людьми, имеющими инвалидность, будет организован для социальных работников, обслуживающих данную категорию людей на дому.